Мирное небо


Большую часть жизни я относилась к этому дню, как к должному. Ну есть 9 мая, и есть. Да, победа. Да, дань уважения героям и ветеранам. Среди этих героев были и мои родственники. Но праздник как праздник. Один из... Для кого-то очередной повод выпить. Кому-то песни военные в метро попеть. Для кого-то просто дополнительный выходной в мае. 
В 9-м классе мое отношение поменялось. Довольно сильно, и довольно резко. Это был год 65-й годовщины, и в нашей школе проводили награждение медалями ещё живых ветеранов. Проходило это в несколько этапов: сначала 3 церемонии с маленькими концертами, а затем большой концерт для всей школы и всех-всех ветеранов нашего микрорайона. Мы с одноклассницей читали на всех этих концертах стихотворение Юлии Друниной "Зинка". Сначала вообще не придавала этому большого значения. Нужно красиво рассказать несколько раз и всё. Казалось бы, что сложного? На репетициях и правда ничего. А вот на концертах...
На церемонии должны были прийти несколько десятков ветеранов. В итоге, хорошо, если всего пришел десяток... А те кто пришли... Их глаза, их взгляд... И вот один за другим концерты перед ЭТИМИ людьми. Медсестрички, которые видели страшные травмы и ранение, которые спасали жизни многим солдатикам. Рядовые солдаты, которых бросали на передовую под пули. И всё то, что они видели, всё то, что они пережили отразилось на их лицах. В каждой морщинке, в каждой складочке, и особенно в каждом взгляде. А на нас, не то что молодых, а ещё совсем юных, рассказывающих о них, будто мы вообще хоть что-то в этом понимаем, они смотрели с невероятной нежностью и горечью. В отличии от нас, они понимали, о чем мы говорим. Они знали это.
И так один за другим концерты, раз рассказали, два рассказали, три. С каждым разом было всё сложнее, и при этом мы всё больше проникались тем, о чем говорили. Остался последний, большой концерт. Пришли и школьники, и какие-то гости с района, и все наши учителя, и конечно же - ветераны. Программа концерта была побольше предыдущих, и наше выступление было одно из последних. Ещё сидя в зале, мы очень волновались. А потом вышли на сцену, и рассказали так, как ещё никогда не рассказывали. На мою участь припало наибольшее количество слов, и с наибольшим смысловым содержанием. С тяжелым содержанием. И вот я рассказываю, а все вокруг замолкли и слушают. Я ловлю взгляды ветеранов - они плачут. Я ловлю взгляды пожилых учителей - они плачут. Я ловлю взгляды молодых учителей - а они тоже плачут. Выступление заканчивается, коленки трясутся, мы кланяемся, нам аплодируют. Мы спускаемся со сцены и тут я понимаю, что не могу вернуться на своё место. Так из актового зала я ещё не вылетала. Я промчалась мимо всех и выбежала в коридор. Именно в этот момент меня вдруг настигло осознание того, что всё, о чём мы рассказывали, было на самом деле. И всё было в намного больших и страшных масштабах. Я расплакалась, я даже разрыдалась. Как оказалось, за мной следом выбежала и моя "напарница", и бывшая классная руководительница, по совместительству, её мама. Сначала меня обняла одноклассница, которая тоже еле сдерживала слезы, а потом И.В. И я ревела, уткнувшись ей в плечо. После того раза моё отношение к Дню Победы изменилось. Да и к ветеранам в целом. Не только в этот день, а и всегда. Любые дедушка и бабушка, которые заходят в общественный транспорт - вполне вероятно, что пережили войну. И не имеет никакого значения, воевали ли они, являются ли героями, получали ли ранения и сколько у них орденов. Они прошли через годы войны. Они видели этот ужас. И они прожили с этими воспоминаниями всю жизнь. Как минимум за это ими можно восхищаться. 
Но только в этом году пожелание "мирного неба над головой" осозналось по-настоящему. Мы не ценили этого, не правда ли? Не знали, как может не быть этого мирного неба. И почему люди, пережившие времена Великой Отечественной Войны всегда так относились к этим словам. А теперь, пожалуй, хотя бы немножечко понимаем. Теперь, в этот день действительно в слово "мир" вкладываешь дополнительный смысл. Обмениваешься поздравлениями, может как-то отмечаешь. И ловишь себя на мысли, что не хочешь в будущем появления новых ветеранов...


ЗИНКА

         Памяти однополчанки —
         Героя Советского Союза
         Зины Самсоновой

  1

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

  2

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

  3

- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Коментарі

Популярні публікації