Дипломированный бакалавр или домохозяйка в 22

Прошлый четверг был самым обычным знойным летним днём. Как обычно, перед выходом из дому, я складывала всё необходимое в сумку. В том числе – документы. Перебирая их, попался в руки студенческий билет, который так же по привычке брала с собой. И вдруг, мельком пробежав по нему глазами, взгляд зацепился за графу «действителен до». Посмотрела на календарь – 30-е июня. Снова на билет – «30 июня 2016 года». Выданный 1-го сентября 2012-го года на период обучения на бакалаврате внезапно настал день, когда он заканчивался. Позади 4 года студенчества, включающие так много помимо учёбы. А уже сдана последняя сессия, защищена дипломная работа, меньше чем через неделю выпуск. Всё ожидаемо, всё по плану, а всё равно ступор. Как, когда, что произошло. А произошло, на самом деле, так много, что всего не описать.
Выдача зачёток, 1 курс

Пирамидка удачи, 1 курс
4 года назад примерно в этих же первых числах июля я подавала документы в первые университеты. Тогда же было первое разочарование и осознание, что намеченная цель оказывается не такой как ожидалось и, возможно, нужно что-то менять. Нервотрёпка, сомнения, неуверенность, поиск себя начался с начала в очень сжатые сроки. Спустя месяц вышло так, что я выбрала специальность, которую оставляла как запасную и…  ни разу не пожалела об этом. Последствия и результаты этого выбора дали мне слишком много, чтобы пожалеть и отказаться от него. За весь бакалаврат я только убедилась, что моя достаточно спонтанно выбранная специальность мне нравится, интересна и только поспособствовала улучшению моих знаний, мировоззрения, становлению взглядов, меня научили думать, критически мыслить, анализировать, рассуждать, аргументировать, стремиться учиться новому, познавать. При чём, наконец, отделавшись от ярлыка отличницы, которая должна знать и уметь всё на всех фронтах, я начала учить более переборчиво, точечно и осознанно. Порой мне кажется, что я знаю куда меньше, чем могла бы. А потом оказываюсь на каких-то мероприятиях, или общаюсь с другими, посторонними людьми, и моя база мне весьма помогает, даёт мне именно то, чего от неё следует ожидать. В том числе, успешно рушить некоторые стереотипы о своём университете. Но это всё, преимущественно, теория. Что же было на практике? На практике был целый огромный период жизни.
Посещение Киево-Печерской Лавры, 1 курс
Помимо самой учёбы, вся система образования за это время проникла в мою жизнь (или я в неё) куда сильнее, чем я ожидала. Проучившись четыре года в ВУЗе, два из которых работая в нём же, а после сменив работу всё равно связанную с этой сферой, совершенно иначе оцениваешь процесс обучения. Многое узнаешь изнутри. Начинаешь присматриваться к педагогическим подходам, начинаешь понимать систему, порой она разочаровывает, порой раздражает, но всё же с ней можно совладать и справляться. И это учит, в том числе, подходам к жизни в целом, справляться с различными ситуациями, общаться с полюсно разными людьми. Ты попадаешь в высшую школу жизни, и она поглощает тебя всё сильнее. Так что студенчество предоставило мне массу уроков на выбор и без выбора.
Черновцы, 2-й курс
Возможности и опыт. Я не прожила ещё жизнь вне студенческих лет, но, пожалуй, уже сейчас соглашусь, что да – они лучшие. Кто-то мучился, а кто-то наслаждался. Несмотря на разные периоды, события и настроения, в целом, я наслаждалась всем. Это невероятная возможность, которая действительно даётся раз в жизни, испытать себя, попробовать как можно больше нового и набраться опыта, самосовершенствоваться и развиваться, сохранять и менять круг общения etc. Ощутить ту самую молодость, юность, драйв и неисчерпаемый запас энергии в полную силу. Это и развлечения до утра, и глупости с долей безумия, но без последствий, и изнуряющие, но потрясающие поездки, это душевные вечера, и яркие впечатления. Это совмещение работы с учёбой, и учёбы с работой, и учёба в работе. Всё то, на что позже не будет хватать времени, сил, смелости и может даже компании. Хотя, некоторые примеры доказывают обратное и, я надеюсь, что эту часть молодости смогу трансформировать и продлить.
"Шевченко в світі", 2 курс
Круглый стол по Религиеведению, 3 курс
Поиск. Информации, знаний, ответов, людей, себя. Пугающее состояние постоянного поиска оказывается не таким страшным и, если его правильно использовать, становится продуктивным и развивает. Благодаря ему стремишься, достигаешь, снова определяешь цель, снова идешь к ней, спотыкаешься, опускаются руки, теряешься, находишься, двигаешься. Однажды тебе дают один простой совет, который учит тебя большему, чем написанное в самых умных книжках: «воспринимать всё как дополнительный опыт», даже самое неприятное. И делать даже то, что не очень нравится, оказывается не так тяжело. Находить правильный подход, вовремя и уместно сказанные слова, или сдержанное молчание. И наконец, понять, что смысл в получении образования и профессии не только в том, нравится она или нет, принесёт она значительный доход или признание, а в том – чтобы быть профессионалами в своём деле.
Пикник МВ-32, 3 курс
Коллектив. Для меня, как для человека, который 11 лет практически не менял свой привычный коллектив, это был дополнительный challenge. Несмотря на всю любознательность, обнаружилось, что на удивление терпеть не могу такие перемены. Смены места и окружающих людей, с которыми доводиться учиться и работать. Мне всегда это кажется сложным и непосильным. Я привязываюсь к месту, и особенно к людям, и расставаться мне с ними тяжело. А в итоге оказывается проще, чем ожидалось. Но очень важным остается состав этого коллектива и его, скажем, качество. И пока мне, определенно, везло со всеми, с кем довелось провести эти годы вместе :)
Учиться легче и веселее, когда у тебя крутой старший курс ;)
На праздновании выпускного вечера, мы дружно вспоминали яркие и интересные моменты из студенческих лет. На вопрос, какое самое запоминающееся событие, ответа у меня нет. Потому что сразу в голове ворох всех. Кроме того, за счёт совмещения с работой, моё студенчество будто разделилось на две половинки: учебное и рабочее. Так как доля важности воспоминаний рабочих моментов у меня не меньше, чем учебных и внеурочных. С моим первым настоящим  рабочим коллективом я не могу расстаться до сих пор. Да и не хочу.
Рабочий коллектив ИЖиМВ 2014
Люди. Конечно же, всё описанное выше и многое, что невозможно передать и объяснить, было бы невозможно без людей, которые встретились на пути. И без тех, которые с него вовремя сошли. И те, которые были и остались, и те, которые ушли, и те, которые пришли и ушли, и в особенности те, кто пришли и остались – каждый, без исключения и преувеличения привнёс, лично в мою жизнь, по кусочку, а иногда и по горстке пазлов (а это уже собственная философия, о которой, возможно, когда-нибудь расскажу). Это как люди, с которых можно брать пример, так и стресс-тесты, которые закаляют на многие дальнейшие случаи, как бы ни выбивали они из колеи сейчас. Какой бы опыт они за собой не несли, положительный или отрицательный – они важны. Среди них ты находишь своих и не своих, и первых ни за что не отпустишь, а вторых с уважением направишь в другую сторону. Благодаря некоторым ты учишься воспринимать какие-то вещи проще, кто-то оказывается тем нерушимым столпом поддержки, которые нужны по жизни, а кто-то – шкатулкой доверия. Дружить в более взрослой жизни оказывается сложнее, но интереснее, этому тоже приходится учиться, это приходится уметь, но и дружба эта ценится выше. Со временем начинаешь понимать, о чём это там говорили родители, когда учили разбираться в людях. И когда мама говорила о семье, которую выбираешь сам.









Чем старше становишься, тем ускоряется время. Но, в одном недавно просмотренном фильме, само Время заявило, что никуда оно не ускоряется, а идёт так же как и шло. Просто наша жизнь, наш ритм становятся другими. Наш мир меняется. Он расширяется невероятными темпами до невиданных размеров, и всё то, что раньше казалось глобально важным – становится таким простым. Ускоряемся мы. Спешим успеть. Спешим не опоздать. Мы спешим жить. И все всегда говорят, что как быстро и незаметно пролетело время, растут дети и всё такое. Но оглядываясь на всё, что происходило за это «пронёсшееся мимо время», убеждаешься, что ничего не было «мимо». Всё было вовремя, всего было очень много, и порой кажется, что для багажа событий, эмоций, впечатлений и воспоминаний такого короткого отрезка времени недостаточно – слишком уж велик чемодан.
Событие вручения дипломов пронеслось – я не успела осознать, как и когда всё это произошло, а в руках уже оказывается столь долгожданный диплом. Красный, с отличием, хотя к нему, откровенно говоря, целенаправленное стремление, после золотой медали в школе не для себя, отсутствовало. Тем он, пожалуй, даже ценнее. Точно так же, придя на первый курс, я решила не заниматься больше никакой общественной деятельностью в рамках учебного заведения. Мне с головой хватило школьного президентства, самоуправления и роли ведущей на всех концертах. Продержалась я около семестра. А дальше – староста, несколько студенческих мероприятий, круглые столы и т.д. Оборачиваясь назад, я бы не поменяла ничего. Это так же учит быть ответственным не только за себя, но и за других, что в жизни немаловажно. Снова к слову о людях и коллективах.



Завершается один из этапов студенчества и жизни в целом, финиш которого означает старт нового. За ним последуют следующие – снова пугающие своей неизвестностью, снова непростые, наполненные меняющими и поворотными моментами. Нас уже начинает пугать, утомлять и напрягать самостоятельность, взрослость, рутина. Это всё страшно, необычно, непонятно, неизведанно и сложно. Больше всего хочется остаться ещё на «чуть-чуть» беззаботным ребёнком. Уже были первые слёзы, прощальные объятия, дружный смех, откровения, обмен впечатлениями, пожелания. Моё пожелание остаётся неизменным. Дорогие мои друзья, одногруппники, однокурсники, коллеги, преподаватели, представители администрации и просто важные люди в моей жизни. Где бы Вы ни были, кем бы Вы ни стали, чего бы ни добились, в каких обстоятельствах не оказывались, кто бы ни был вокруг Вас – оставайтесь людьми. Вернее, будьте Человеками. Может быть тогда наш мир станет чуточку лучше, если Вы добавите в него Человечности. Пусть эта Человечность будет исходить изнутри, и пополняться Человечностью снаружи.



Стоя в коридоре с истекающим студенческим я задумалась, что 4 года назад я хотела просто поступить в высшее учебное заведение, желательно на бюджет, закончить бакалаврат, получить образование и, возможно, даже уехать заграницу. Я не планировала работать, я даже не планировала сближаться с людьми, мне казалось, что мне достаточно тех, кто уже есть. Всё изменилось настолько, что не смотря на грядущее поступление на магистратуру, вступительные экзамены, неопределенностью и неуверенность в будущем – хочу я совершенно другого. Я хочу изменить мир. Менять всё по мере возможности и необходимости: свой внутренний мирок, развиваясь; мир окружающих людей, стараясь делать его лучше; в конце концов, свою страну (я всё ещё верю, что это возможно), и может однажды весь мир в целом. Наивно? Да. Амбициозно? Да. Разочаруюсь ли я? Конечно. Но пока я буду к этому стремиться, и если хотя бы чуть-чуть мне это удастся, я буду знать, что живу не зря, и что всё происходящее не просто так. Всё начинается с каждого из нас, а мир? «Світ починається з України!»
Вручение дипломов, 4 курс

Коментарі

Популярні публікації